Статьи
14.04.2020

Дойдут ли беспилотные самосвалы Komatsu до России? Исчезнет ли профессия водителя?

По словам ведущего специалиста КОМЕК МАШИНЕРИ, Александра Ковязина, первый экземпляр действующего прототипа беспилотного карьерного 240-тонного самосвала Komatsu появился в Австралии. Это неудивительно: в Японии просто нет разреза глубиной два километра и площадью с княжество Монако, а в Австралии есть. Поэтому самые большие образцы техники Komatsu проходят испытания в Австралии.

Беспилотный не значит неуправляемый

Главная мировая выставка горнодобывающей техники MINExpo проходит в Лас-Вегасе каждые четыре года. В этом году выставка находится под угрозой срыва из-за коронавируса. На предыдущей выставке, в 2016 году, главной звездой шоу был 240-тонный беспилотный карьерный самосвал Komatsu.

Komatsu Autonomous Haulage Vehicle (AHV)

Да-да, он работает без пилота. Автономным карьерным самосвалом Komatsu как единицей техники персонально никто не управляет. Несколько таких самосвалов одновременно подчиняются дежурной бригаде диспетчерского центра, расположенного в нескольких километрах от разреза.

Это как если бы все самолеты «Аэрофлота», летящие над Сибирью, управлялись бы только автопилотами каждого борта и диспетчерским центром, расположенным где-нибудь в Новосибирске или в Красноярске.

Пятисоттонная громадина, предъявленная мировой общественности на MINExpo, обходится без единого живого человека на борту. У этого монстра даже водительской кабины нет. Это – будущее. Оно называется Autonomous Haulage Vehicle (AHV), что переводится как «автономное транспортное средство для перевозки грузов».

Проект самосвала AHV возник в результате развития беспилотного подхода, использованного на карьерном самосвале модели Komatsu 930E с традиционной кабинной компоновкой. Этот 290-тонный карьерный самосвал имеет обычную водительскую кабину, но может работать в автоматическом беспилотном режиме. AHV сразу задумали беспилотным.

Самосвал AHV уникален. В наши дни уже трудно кого-то удивить грузоподъемностью 230 тонн, полной массой 416 тонн и турбодизелем в 2 700 лошадиных сил. А вот отсутствие водительской кабины действительно потрясает. Эта нетрадиционная компоновка дает машине несколько вполне осязаемых преимуществ.

Беспилотный «тяни-толкай» от Komatsu

В беспилотном транспортном средстве не реализовано движение задним ходом. Его наблюдательные видеокамеры, радары и сонары расположены по всему периметру самосвала, поэтому он всегда двигается передним ходом. Возможность движения по принципу туда-обратно, без разворота в конечной точке маршрута, уменьшает требования к рабочему пространству на полигоне. Это позволяет использовать тупиковые забои и обустраивать карьер с более вертикальными стенками: котлован становится похож на пиалу, а не на суповую тарелку, а значит владелец карьера сэкономит сотни миллионов на вскрышных работах.

AHV имеет полноуправляемое шасси: все его колеса – ведущие, они сконструированы по принципу мотор-колеса. Более равномерное распределение нагрузки по осям дало возможность использовать односкатную резину как на условно-передней, так и на условно-задней оси. Этим беспилотный «тяни-толкай» отличается от кабинного самосвала с двускатной резиной на задней оси. Такая гармоничная развесовка по осям и максимально симметричный дизайн машины позволяют использовать на AHV все четыре одинаковых взаимозаменяемых колеса. Учитывая, что шины – довольно существенная часть затрат на расходные материалы, «минус две шины» по сравнению с традиционными самосвалами дают существенную экономию. Специальный рисунок протектора обеспечивает сцепление протектора с дорожной поверхностью независимо от направления движения. За счет полноуправляемой конструкции шасси радиус поворота AHV – менее 16 метров. Максимальная скорость машины в обоих направлениях составляет 64 км/ч.

Без водителя выгоднее

Унификация всех четырех колес дает существенную экономию эксплуатационных расходов. Известно, что при эксплуатации карьерных самосвалов Komatsu только расходы на горюче-смазочные материалы превышают расходы на замену шин. Челночная схема движения исключает необходимость трехходовых разворотов в конечной точке маршрута на карьере. Это дает заметное увеличение ходимости шин на самосвале AHV.

Важное стратегическое преимущество беспилотного варианта эксплуатации комплекса карьерной техники – это расширение возможностей работы в неблагоприятных условиях. Беспилотные комплексы функционируют и в агрессивных газовых средах, и при наличии радиоактивности.

Если не завтра, то послезавтра – точно

Так придет ли беспилотный карьерный самосвал Komatsu AHV в Россию? Обязательно придет. Не за горами то время, когда комплект горной техники начнет разработку месторождения – без участия человека. У майнинговых компаний уже есть такие реальные проекты.

Например, гибридные машины, которые пять лет назад были представлены только в Австралии, а теперь – по всему миру. В России же используют восьмую серию. Это означает, что в обозримой перспективе беспилотные карьерные самосвалы Komatsu AHV появятся у нас в стране. Тогда профессия водителя самосвала превратится в профессию инженера дежурной бригады управления горным комплексом.