Карьерный самосвал 980Е-4 – титан Komatsu с горой руды в кузове
Карьерный способ добычи золотосодержащей руды и других полезных ископаемых предполагает использование крупнотоннажных грузовых автомобилей. К такой технике относится Komatsu 980E-4 – надежный, мощный и производительный карьерный самосвал.
Производительность
Карьерный самосвал Komatsu 980E-4 получил PLM IV – электронный измеритель полезной нагрузки, который отслеживает и фиксирует информацию относительно полезной нагрузки по всем внедорожным карьерным самосвалам Komatsu. Система точно измеряет полезную нагрузку, что позволяет оптимизировать перевозки, максимально повысить их производительность и снизить эксплуатационные расходы.
С помощью PLM IV контролируются и записываются такие основные характеристики:
- полезная масса;
- обратная ходка с порожним кузовом;
- личная информация об операторе;
- время/дата поездки и погрузочно/разгрузочных работ;
- километраж машины – груженой/порожней;
- данные о длительности рабочего процесса;
- наибольшая скорость машины – груженой/порожней;
- тонно-километры – передние/задние колеса;
- средняя скорость движения груженой/порожней машины.
Рулевой механизм самосвала оборудован гидроцилиндрами двойного действия и шеститочечной шарнирно-рычажной системой. С такой компоновкой рулевого управления от водителя требуются минимальные усилия для управления самосвалом. Радиус поворота машины – 15,9 м, что обеспечивает возможность технике легко маневрировать в условиях погрузочно-разгрузочных работ разной сложности. В рулевом управлении используются гидроаккумуляторы, которые соответствуют стандарту ISO-5010.
Встроенная система CENSE® управляет работой мотора и контролирует каждый из 18 цилиндров по отдельности.
В машине установлена гидропневматическая система подвески Hydrair®II, работающая на азоте. В нее входят четыре пневмогидравлических цилиндра. Такая схема создает оператору комфортные условия для плавного движения и тем самым обеспечивает высокую производительность техники.
Подвеска Hydrair®II эффективно поглощает колебания и удары, которым подвергается шасси машины, что продлевает срок службы компонентов самосвала и увеличивает долговечность рамы.
Расход топлива и характеристики машины
Карьерный самосвал Коматсу 980Е-4 за час работы расходует минимум 128 литров топлива, а максимум – 307,3 литра. Его максимальная скорость движения составляет 61 км/ч, а радиус разворота – 15,9 м. Вес техники без груза составляет 255,868 т, а ее полная масса – 625,277 т при номинальной грузоподъемности в 369,4 т. Длина машины составляет 15 720 мм, ширина – 10 010 мм и высота – 8000 мм. Мощность на маховике мотора – 2495 кВт, а полная мощность двигателя – 2610 кВт. Объем топливного бака – 5300 л.
Техническое обслуживание
Система контроля за состоянием масла СENTINEL® позволяет продлить срок работы техники между заменами масла до 4000 мото-часов. Для этого масло для двигателя добавляется в топливную систему в количестве, пропорциональном объему сжигаемого дизтоплива.
Самоочищающаяся фильтрующая система ELIMINATOR® увеличивает срок между заменой фильтров и обеспечивает удобство и простоту технического обслуживания.
Рабочие устройства и приспособления для обслуживания машины инженеры компании Komatsu удобно расположили в области переднего левого бампера, что обеспечивает к ним централизованный доступ для технического обслуживания. Согласно нумерации на рисунке обозначены такие узлы и детали:
- емкость и элементы управления системы смазки;
- органы блокировки систем привода, стартера и питания;
- блокировка мотора с уровня грунта;
- панель для добавления масла в мотор, долива охлаждающей жидкости,
- гидравлической смазки и консистентной жидкости;
- регулятор ламп доступа.
В помощь персоналу, обслуживающему самосвалы Коматсу на горнодобывающих предприятиях, на машины устанавливается система Komtrax Plus®. Эта комплексная программа использует спутниковую связь и решает вопросы контроля над состоянием дорогостоящего оборудования. Через такую систему пользователи получают исчерпывающую информацию о важных эксплуатационных показателях машины. На основании этих данных возможно повысить коэффициент использования самосвала, снизить затраты на обслуживание и эксплуатацию, а также экономить топливо.
Данные от системы Кomtrax Plus® позволяют обслуживающему персоналу отслеживать возникновение неисправностей и процессов, происходящих в самосвале, а также улучшать качество диагностики поломок и уменьшать не предусмотренное рабочим графиком время простоя техники.
В виде дополнительной опции самосвал может комплектоваться высокоэффективными ободами Komatsu, которые облегчают работу по демонтажу-монтажу шин и благодаря этому сокращают время простоя машины.
Надежность и безопасность
С учетом нагрузки на раму до 363 тонн для ее создания использовались современные средства автоматизированного проектирования. Надежность этого элемента самосвала проверена во время динамических и статических испытаний образцов рамы, выполненных в натуральном размере.
Сопротивляемость рамы кручению, изгибу в особо нагруженных местах – участках крепления кузова и на элементах кольцевого сегмента рамы, увеличена благодаря использованию литых деталей.
В гидравлической системе самосвала меньше составных частей, чем у других производителей. Поэтому ее конструкция проще и надежнее. В гидравлике отдельно используется бак для масла, который обеспечивает рабочей жидкостью системы рулевого управления и торможения, а также привод подъема кузова. Сменные рядные фильтры защищают ее от пыли и грязи и облегчают техническое обслуживание.
Перекачивающий модуль выполнен в едином блоке и установлен на подраме. Это делает его легкодоступным для ремонта и обслуживания и снижает затраты на простой техники в случае полной замены узла.
Мотор-колеса GDY108C машины имеют планетарный механизм и хорошо поддаются восстановительному ремонту без значительной механической обработки.
Закрытая конструкция рабочей тормозной системы с масляным охлаждением абсолютно герметична, что исключает попадание пыли, уменьшает износ деталей и продлевает период между техническими обслуживаниями. Три независимых гидравлических контура обеспечивают необходимое давление в тормозной системе и дублируют функции друг друга. Наибольшее давление тормозной жидкости достигает 189,6 атмосферы, а общая рабочая поверхность каждого тормоза составляет 103 729 см².
На случай отказа или недостаточного давления в гидравлической системе тормозов самосвала, автоматически в работу вступают гидроаккумуляторы, которые подают масло под давлением на все четыре тормозных механизма колес до полной остановки машины. Тормозной путь Komatsu 980Е-4 на 43 % меньше установленного максимального значения в ISO 3450.
На случай форс-мажорных обстоятельств и опрокидывания машины предусмотрены встроенные конструкции ROPS и FOPS*, которые соответствуют стандартам ISO 3471, ISO 3449 и защищают оператора при опрокидывании самосвала и от падающих предметов.
Контроль
Новая панель прибора самосвала скомпонована в соответствии с потребностями водителя. На ней находятся приборы с подсветкой, переключатели и информационный экран. На панель приборов выводятся данные о состоянии самосвала во время работы и возникающие неисправности. В случае любой поломки техники водитель получает поясняющее уведомление на панели.
Комфорт водителя
Оборудование кабины самосвала 980E-4 обеспечивает комфортный и благоприятный режим работы водителя в условиях современного горнодобывающего предприятия. Этому способствует наличие тонированных стекол, обогревателя, кондиционера, двери с усиленным уплотнением, звукоизоляции, а также системы подачи очищенного воздуха для уменьшения степени запыленности.
Сидение водителя имеет регулировку в пяти направлениях, а телескопическая рулевая колонка с изменяющимся углом наклона помогает оператору занять оптимальное и удобное положение во время работы. Кресло с пневматической подвеской эффективно поглощает колебания и уменьшает утомляемость водителя, а ремень безопасности шириной 51 мм с трехточечным креплением обеспечивает надежную фиксацию положения оператора в разных дорожных ситуациях.
Заключение
Использование самосвала Коматсу 980Е-4 на горнодобывающих предприятиях сокращает расходы на тонно-километр перевозимых грузов. Расширение парка таких машин способствует росту производительности карьеров и уменьшению затрат на транспортировку добытой руды.