Статьи
26.05.2020

Обзор Komatsu HD785-7 — карьерного 90-тонного самосвала, сочетающего надежность и маневренность

Японская компания Komatsu начиналась с обычной мастерской, а сейчас, почти через сто лет после основания, она объединяет 85 заводов по всему миру, включая Россию. На одном из таких заводов, построенном в Ярославле в 2010 году, выпускают популярную модель самосвала для перевозки сыпучих грузов — Komatsu HD785 грузоподъемностью 90 тонн.

На фото — Komatsu HD785-7

Причины популярности 90-тонников

Повышенный интерес к 90-тонным машинам — типично российская история. Мировая майнинговая промышленность придерживается простой формулы: чем больше грузоподъемность машины, тем меньше компания несет расходов на каждую перевезенную тонну груза. 

В России с советских времен самыми ходовыми были 40-тонные машины, а сегодня главный интерес представляют 90-тонники. Это объясняется соображениями экономии: далеко не каждое предприятие может перейти на 220-тонные и даже 130-тонные самосвалы, так как это требует серьезных капиталовложений. Российские компании не всегда готовы к глобальным затратам на модернизацию парка машин, потому предпочитают использовать технику с меньшей грузоподъемностью. 

Самосвалы уровня Komatsu HD785-7 популярны в России еще по одной причине: грузоподъемность в 90 тонн — максимальная для машин, работающих на дизельном топливе. Техника на 140 тонн и выше уже функционирует на дизель-электрическом приводе (гибридные модели) или на электродвигателях типа «мотор-колесо». А это подразумевает электрификацию карьеров и обслуживание достаточно сложных узлов. В итоге капитальные затраты будут выше, и хотя на текущих расходах можно ощутимо сэкономить, многие компании такой вариант не рассматривают — не те объемы добычи и слишком высокие первоначальные затраты.

Komatsu HD785-7: особенности и преимущества

Komatsu HD785-7 — тяжелый карьерный самосвал в линейке крупнейшего японского производителя спецтехники. Его широкий кузов идеально подходит для транспортировки сыпучих грузов и скальных пород, а маневренность и грузоподъемность до 90 тонн востребованы при проведении любых строительных работ. Операторы спецтехники оценят эргономичную и безопасную кабину, а также хорошо продуманное управление. 

Самое важное о Komatsu HD785-7

Модель Komatsu HD785-7 оснащена высокоэффективным 12-цилиндровым двигателем Komatsu SAA12V140E-3 . Его полезная мощность составляет 879 кВт или 1 178 л. с. Двигатель обеспечивает машине наилучшее ускорение при перемещении по сложному рельефу. Своей производительностью самосвал обязан тщательно подобранному соотношению крутящего момента и частоты вращения, высокой приемистости и использованию HPCR — топливной системы высокого давления. 

В этом самосвале реализована система выбора режимов работ с автоматической регулировкой оптимальной мощности (VHPC) и система автоматического контроля скорости спуска (ARSC). Для заднего хода можно выбирать из дух вариантов передачи — передней и задней, а за плавное торможение отвечают четыре многодисковых тормоза-замедлителя. 

Screenshot_5.jpg

Полностью снаряженный самосвал весит 72 тонны, а его грузоподъемность составляет 91 тонну согласно спецификации производителя. При этом предельно допустимая масса ограничена 166 тоннами, из которых до 52 290 кг приходятся на передний мост, а остальные 113 710 кг — на задний. Основную нагрузку принимает на себя рама коробчатого сечения, в которую интегрирован передний бампер.

В Komatsu HD785-7 используется рулевой комплекс с гидравлическим приводом, двумя цилиндрами двустороннего действия и тормозная система с многодисковыми устройствами на каждом колесе. Объем топливной емкости составляет 1308 литров.

Высокая производительность

Благодаря системе выбора режимов работы VHPC самосвал Komatsu HD785-7 всегда работает на оптимальной мощности при рациональном потреблении дизельного топлива. Чтобы машину можно было легко эксплуатировать в разных условиях, предусмотрены две передачи заднего хода (RH/RL). Оператор может вручную изменить настройки в системе бортового контроля EMMS. От перегрева двигатель защищают муфты блокировки гидротрансформатора.

Использование тормоза-замедлителя AP-FOUR позволяет достичь усиленного торможения всеми колесами, что предотвращает их блокировку и обеспечивает плавный спуск машины по склону. При непрерывном спуске при торможении поглощается мощность, соответствующая 1 464 л. с. Еще больше возможностей для оптимизации движения вниз по уклону открывает система автоматического контроля скорости спуска ARSC. Оператору достаточно один раз задать подходящую под условия скорость: дальше он может уделить больше внимания рулевому управлению.

Оснащение кабины

Сиденье оператора в Komatsu HD785-7 укомплектовано пневмоподвеской и поддерживает точную регулировку. Окно слева оснащено сервоприводом, а спереди от прямых лучей солнца защищает специальный козырек. Оператор может под себя настроить освещение в кабине, включить обогрев кузова выхлопными газами. Быть в курсе всего, что происходит с самосвалом, помогают две системы: оповещений и мониторинга состояния грузового транспортного средства. Для предотвращения аварийных ситуаций используется резервная система рулевого управления и дополнительная педаль тормоза. 

На фото — кабина Komatsu HD785-7

Надежность и безопасность

Оператор самосвала Komatsu HD785-7 защищен от опрокидывания кабины и попадания на нее крупных падающих объектов с помощью ROPS/FOPS — это каркас безопасности и навесы, которые соответствуют новейшим стандартам пассивной безопасности. Использование широкой колесной базы не только положительно отражается на производительности самосвала, но и делает передвижение по неровной местности более безопасным. 

Радиатор Komatsu HD785-7 не содержит свинца, а двигатель Komatsu SAA12V140E-3 сертифицирован в соответствии со стандартом EPA Tier 2, что позволяет снизить уровень негативного влияния машины на окружающую среду. Дополнительный плюс — это низкий уровень шума в кабине и за ее пределами. 

Техническое обслуживание

По сравнению с аналогами в Komatsu HD785-7 увеличен интервал между обязательными процедурами по замене масла и гидросистемы (500 и 4000 моточасов соответственно), используются надежные дисковые колеса, маслоохлаждаемые многодисковые тормоза и тормозная система с полностью гидравлическим приводом. Система мониторинга состояния машины VHMS позволяет дистанционно контролировать состояние основных узлов самосвала.

Конкуренты и впечатления

Ближайшими конкурентами Komatsu HD785-7 можно назвать российскую версию Caterpillar 777 и «Белаз» 75131. Хотя последняя машина является 130-тонником и на первый взгляд относится к более высокому классу, все три самосвала демонстрируют примерно одинаковый уровень производительности за счет разных скоростных и тяговых характеристик. 

Высокая производительность, выбор режимов работы и точная подстройка под условия эксплуатации — то, что выделяет Komatsu HD785-7 на фоне конкурентов. Самосвал работает на максимуме производительности как для 90-тонника и при этом очень экономно расходует дизельное топливо. 

Komatsu специально для рынка СНГ поставляет два варианта кузова: стандартный и увеличенный кузов под уголь, что упрощает погрузку, а также обеспечивает эффективную транспортировку сыпучих материалов и скальных пород на любые расстояния. Просторная и эргономичная кабина оператора, защищенная от опрокидывания и внешнего воздействия, делает работу безопасной и комфортно, а штатная система мониторинга помогает обнаружить неисправность еще до того, как она приведет к необходимости сложного ремонта. 

Самосвал Komatsu HD785-7
Мощность1000-5000 л.с.
Узнать больше о модели
Самосвал Komatsu HD785-7