Статьи
28.06.2019

Почему бульдозеры Komatsu не боятся больших объемов грунта?

Бульдозер_1

Изучаем, на что способны средние и тяжелые бульдозеры с разными типами отвалов

  1. На ТЭЦ работает четверка D155 со сферическими отвалами. Как они за считанные часы распределяют по складу только что разгруженный из вагонов уголь? А распределять и затем уплотнять уголь нужно очень и очень быстро — чтобы не случилось самовозгорания. 

  2. Строительная компания отрядила пару D65 с отвалом «Сигма», чтобы подготовить участок для строительства дороги. Как и за счет чего эти машины могут всего за несколько смен превратить направление в чистом поле в подготовленный участок для отсыпки дороги? Выкорчевать пни и валуны, снять растительный слой, сделать подушку из привезенного грунта.

Ответы — в комплексной работе технологических решений Komatsu, которые реализованы в бульдозерной технике среднего и тяжелого классов.

  • Это высокое тяговое усилие за счет принципиального использования Komatsu гидромеханических трансмиссий в машинах среднего и тяжелого классов. 
  • Форма и объем отвалов, которые подбираются под задачи техники: сферические отвалы, PAT-отвалы с регулируемым перекосом и поворотом, наконец, современные «Сигмы», за счет устройства которых сокращается время рабочих циклов (и экономится топливо). 
  • Гидросистема поворота HSS ускоряет работу с большими объемами. Техника с HSS способна поворачивать во время перемещения материалов. 

Как это работает?

Первый пример

D155AX-6 трудится на угле. Задача — распределить по складу и уплотнить только что выгруженный из бункеров материал. Здесь огромные объемы угля нужно переместить и уплотнить за максимально короткое время: подгоняют не столько экономические соображения, сколько требования безопасности. 

  1. На бульдозере установлен сферический отвал с изменяемым углом перекоса. На свежевыгруженном угле усилие срезания минимально,  транспортируемый грунт смещается к центру рабочего оборудования. Форма отвала позволяет удерживать и перемещать большие объемы. 

  2. Когда у D155 углем заполнены все почти 12 кубометров отвала, для перемещения этого объема необходимо максимально возможное тяговое усилие — чтобы гусеницы не пробуксовывали. Для этого у нас есть, во-первых, достаточная масса бульдозера (у D155 — почти 39 тонн). Во-вторых,  гидромеханическая силовая передача, которая обеспечивает максимальную тягу, почти в 2,4 раза больше ньютон-метров (Н·м), чем способен выдать двигатель.  

  3. Техника работает на складе, в ограниченном пространстве. Это означает постоянные маневры, в том числе с загруженным отвалом. Но тяжелый бульдозер Komatsu на поворотах не теряет скорость, не просыпает уголь из отвала и не тратит слишком много топлива в этот момент. Для этого он оборудован HSS: гидростатической системой рулевого управления. Бульдозер поворачивает, не теряя скорость, за счет того, что одна гусеница движется быстрее, другая — медленнее. А поток мощности при этом не прерывается. Кроме того, сорокатонный бульдозер способен развернуться буквально на пятачке — за счет противовращения гусениц. 

  4. Итог: четыре D155 в рекордные сроки разбирают целевой объем угля на ТЭЦ.

Второй пример

Komatsu D65EX-16 занят на строительстве дороги. Здесь его задача — как можно быстрее подготовить основание дорожного полотна. Объемы большие, скорость работы критически важна. Например, если речь о подготовке технологической дороги на месторождение, то от того, как быстро она будет построена, зависит, как скоро начнутся основные работы по обустройству куста. А в классическом дорожном строительстве время — определяющий фактор, от него зависит все, вплоть до стоимости работы подрядчика. 

  1. Здесь вновь требуется переместить большие объемы грунта за малое время. Типы грунтов — от вечной мерзлоты и промерзшей глины до песка и щебня при отсыпке основания дороги. Поэтому вновь, как и в предыдущем примере, важную роль играет оснащенность бульдозеров Komatsu гидромеханической трансмиссией. Техника на гидростатике будет брать меньшие объемы тяжелых и плотных грунтов, а значит, дольше работать (или вообще не справится с мерзлотой) . Добавьте к этому еще мощный двигатель, и двадцатитонный бульдозер получает максимальный крутящий момент до 1450 Н·м. 

  2. Бульдозерам в этой задаче придется иметь дело со связанными грунтами, а значит, это работа для отвала «Сигма». Запатентованная конструкция ножей облегчает срезание материала (по сравнению с типовым оборудованием). У отвала W-образная форма — в результате срезанный центральной частью грунт перераспределяется в крылья. Рабочие усилия концентрируются в центре отвала, и это сразу сказывается на производительности. При этом «Сигма» может перемещать несколько большие объемы грунта, чем стандартная полусфера: с W-образной кромкой отвала увеличивается призма волочения. 

  3. «Сигма» — универсал. После начальных тяжелых работ для последующей планировки есть смысл поставить на D65 отвал PAT. Но можно не терять время и продолжить работать с прежним оборудованием.

  4. Итог: большой объем грунта, с которым D65 быстро справляется за счет высокого тягового усилия и эргономичного отвала, которым комплектуется по умолчанию. Причем справляется в любом климате, с любой степенью промерзания материала.