Статьи
11.06.2020

Режущие элементы для землеройной техники Komatsu

Ситуация, когда режущие элементы ковша экскаватора служат в течение 10–12 лет, – редкое исключение. В сложных условиях, например, при добыче железного или меднорудного концентрата, заменять их приходится каждые несколько часов. Процесс отнимает иногда половину рабочей смены.

Работоспособность землеройной техники снижается. Повысить производительность и капиталоемкость машин можно, если вместо дешевых расходных материалов применять износостойкие коронки, адаптеры, пластины и режущие кромки.

На фото – экскаватор во время работы

Как защитить ковш от износа

В конструкции ковша есть участки, которые принимают удар на себя и больше других страдают от контакта с грунтом. Самому быстрому износу при многоцикличной нагрузке подвержена режущая кромка.

Кромку часто изготавливают из металла с показателем твердости 300–400 единиц по Виккерсу, но этого недостаточно. Кремний в составе грунта повышает твердость почвы до 1 000 единиц. Можно было бы изготавливать ковши из более твердой стали (до 600 единиц), но это чревато увеличением хрупкости и повышением цены техники. Не всегда есть возможность приобрести более дорогие ковши, поэтому владельцы машин ищут альтернативные решения.

Наиболее эффективно использовать сменные зубья и межзубьевую защиту, а также футеровочные пластины. Расходные материалы тоже подвергнутся абразивному износу, но их замена обойдется гораздо дешевле, чем ремонт экскаватора, и не отнимет много времени.

Коронки – основной расходный материал

Во время землеройных работ зубья подвергаются самой большой механической, динамической и абразивной нагрузке, деформируются, ломаются или затупляются. Чтобы увеличить период эксплуатации расходных элементов, зубья в ковше изготавливают из двух составляющих:

  • адаптер приваривается к режущей кромке ковша или закрепляется резьбовым соединением;
  • сменная коронка надевается на адаптер и фиксируется штифтом.

Достаточно заменить коронку – и машина снова готова к работе. Замена адаптера или износ тела ковша повлекут за собой более крупные финансовые и временные вложения, но этого вполне можно избежать.

Коронки подбирают в зависимости от грунта и климатической зоны. Твердосплавные эффективны на снежном покрове. Для «ударных» карьерных работ необходимы усиленные стальные ножи. Существуют бронированные, резцовые, перфорированные и другие разновидности для общестроительных, абразивных работ или копания с максимальным проникновением.

На фото – ковш экскаватора с коронками

Что такое адаптер

Адаптер изготавливается из углеродистой стали, фиксируется на режущей кромке и служит основой для коронок. Деталь крепится снизу, сверху или охватывает кромку с обеих сторон. Она может иметь разный угол наклона по отношению к плоскости ковша. Сильный наклон вниз способствует быстрому, агрессивному копанию. Если наклон отсутствует, экскаватор оставит после себя ровную поверхность.

Если ударные нагрузки на технику незначительные, используют резьбовое крепление. В остальных случаях адаптеры приваривают. Некоторые производители режущих элементов, например, KVX, предлагают запатентованные защитные системы с креплением без адаптеров.

На фото – процесс приваривания адаптеров на ковш экскаватора

Системы защиты ковша от износа

Наружные стыки ковша также подвергаются абразивному износу. Повреждаются сварные швы – страдает геометрия ковша. Существуют специальные системы защиты, препятствующие быстрым поломкам. Подбирать оснастку, которая весит не одну сотню килограмм, нужно внимательно, чтобы сохранить полезную грузоподъемность техники.

Для защиты ковша используют:

  • режущие кромки – пластины, основа для крепления зубьев и межзубьевой защиты;
  • бокорезы – накладные планки для защиты боковин от износа;
  • угловые элементы («пятки») – детали, защищающие углы ковша в местах сварного соединения днища и боковины;
  • футеровку – стальные полосы, приваренные к нижней или верхней поверхности днища.

Какие режущие элементы выбрать для землеройной техники Komatsu

На тяжелых скальных породах необходимость в замене режущих элементов возникает каждые несколько часов. Чтобы максимально повысить производительность экскаваторов, бульдозеров, скреперов Komatsu, в качестве расходных материалов для ковша производитель рекомендует использовать продукцию Hensley (США) и KVX (Норвегия). Коронки, адаптеры, бокорезы и другие детали распространяются через официальную дилерскую сеть.

Режущие элементы Hensley

Компания производит режущие элементы для всех типов грунтов – от грязи до бетонной крошки. Производитель применяет специальные технологии литья и варки, поэтому коронки и адаптеры отличаются высокой прочностью и износостойкостью. Замена не требует специальных инструментов: достаточно открыть замок торцевым ключом, снять старый зуб, установить на его место новую деталь и закрыть замок.

Коронки отличаются высокой твердостью по всей поверхности (477–632 по Бринеллю). В процессе эксплуатации зубья самозатачиваются. По конструкции они симметричны: если перевернуть коронку на 180°, она будет затачиваться с другой стороны, и это не повлияет на качество работы.

На фото – режущие элементы Hensley

Режущие элементы KVX

Норвежские системы защиты ковшей разрабатывались более 130 лет. Их главная особенность – одноболтовая система фиксации коронок к режущей кромке, без адаптеров и сварки. В противовес приварным адаптерным конструкциям, такое крепление имеет несколько преимуществ:

  • нет необходимости в сварке – простои техники сокращаются, упрощается замена изношенных деталей в зимнее время, когда сварочные работы затруднены;
  • коронки изнашиваются дольше, чем при классических адаптерах;
  • снижается толщина режущей кромки (головки болтов утоплены) – ковш лучше проникает в грунт, техника потребляет меньше топлива.

Режущие кромки KVX изготавливают из износостойкой стали. В линейке представлены разновидности без отверстий, со сменными лезвиями, зубчатые, а также комбинированные – с зубьями и сменными лезвиями.

На фото – погрузчик с режущими элементами KVX

Почему стоит использовать сертифицированные режущие элементы

Ценность землеройной техники – в ее выносливости и долговечной работе. Если заменять расходные материалы на ковше приходится слишком часто, затраты на обслуживание возрастают. Увеличиваются простои, а каждый час дорогостоящих машин выливается в крупные финансовые потери.

Режущие элементы изнашиваются быстрее всего, поскольку непосредственно контактируют с грунтом. Если коронки, зубья, бокорезы изготовлены из мягкого материала, они плохо фиксируются на адаптерах, расшатываются и повреждаются.

Производители, которые изготавливают только режущие элементы, уделяют пристальное внимание вопросам качества. Они используют сверхпрочную сталь, закаленную по специальной технологии. Применяют собственные запатентованные технологии крепления, поэтому получают высокие результаты. 

Компания Komatsu детально изучила рынок режущих элементов и подобрала те, которые максимально подходят для землеройной техники бренда. Они удовлетворяют ее требования к конструкции, выдерживают интенсивные нагрузки и служат дольше, чем продукция других линеек.

Каждый производитель строительной техники порекомендует для своих машин оптимальные расходные материалы. В случае с экскаваторами Komatsu таковыми признаны режущие элементы Hensley (США) и KVX (Норвегия). Если стоит задача максимально продлить период бесперебойной работы, коронки и системы защиты этих брендов подойдут для этих целей как нельзя лучше.

На фото – экскаватор Komatsu в карьере

Режущие элементы – залог долгой службы ковша

Главные требования к режущим элементам – износостойкость и возможность быстрой замены. Зубья на габаритных машинах весят 200–400 кг, поэтому замена 5–8 таких деталей – процесс трудоемкий. Чем проще реализована система крепления, тем короче будет период простоя.

Качественные, правильно подобранные режущие элементы увеличивают срок службы ковша в землеройной технике, поскольку защищают кромки от износа. Коронки поглощают ударные нагрузки, зубья со специальным профилем легче проникают в грунт. Сокращается срок выполнения работ, и производительность техники увеличивается. Благодаря легкой замене изношенных деталей уменьшаются время и затраты на ремонт, что особенно актуально, ведь каждый час простоя – это немалые деньги.