Статьи
07.04.2020

Как поставить спецтехнику на учет

Хотя порядок регистрации спецтехники в Гостехнадзоре и размещен на сайтах соответствующих региональных ведомств, тем не менее собственники транспорта могут сталкиваться с нестандартными ситуациями. О порядке регистрации и некоторых сложных моментах стоит рассказать подробнее.

Экскаватор-погрузчик

Сроки оформления спецтехники в Гостехнадзоре

В соответствии с п. 1.5 «Правил госрегистрации самоходной дорожно-строительной техники, тракторов и других машин и прицепов к ним» (далее по тексту — Правил) органами Гостехнадзора России установлены два срока постановки на учет:

1) в течение срока действия транзитных номеров;

2) в срок 5 дней с момента покупки машины, ее оформления на таможне, снятия с регистрации, установки других номерных узлов или при наступлении иных событий.

Необходимо учитывать, что такой порядок действий справедлив и в случае временного ввоза спецтехники на территорию РФ на срок свыше 6 месяцев.

Какие номера сверяют в Гостехнадзоре при оформлении техники

Общая практика оформления спецтехники предполагает сверку номеров двигателя, рамы, коробки передач, переднего-заднего мостов уполномоченным представителем Гостехнадзора.

Место установки номеров на машине

Эксплуатация спецтехники после постановки на учет должна производиться с номерами, установленными согласно Правилам. На практике часто происходят ситуации, в которых владельцы машин пренебрегают нормами размещения номеров и делают это по своему усмотрению. В Правилах такие нормы регламентируются в п.п. 6.7–6.10.

Порядок оформления самоделки

Поскольку изготовление самодельной спецтехники довольно распространенное явление в России, необходимо внести ясность в правомерность ее последующей эксплуатации и порядок оформления. Технику, собранную в кустарном порядке, а также образцы, отреставрированные с внесением конструктивных изменений, или самостоятельно разработанные аналоги серийно изготавливаемого транспорта, номерных узлов следует поставить на учет. Основанием для этого является документация, подтверждающая правомерность покупки (получения) номерных узлов.  

Такие машины проходят гостехосмотр с оформлением акта. Постановка на учет осуществляется после получения собственником паспорта на технику, что в свою очередь возможно при соответствии ее параметров и технического состояния требованиям п. 2.8.7 Правил.

Процесс идентификации и выдачи паспорта на самодельный транспорт регламентирует и п. 3.20.1 «Положения о паспорте самоходной техники и других видов машин». В нем, в частности, сказано, что при оформлении паспортов дополнительно используется информация, полученная во время замеров, технических испытаний или определяемая другими возможными способами.

Порядок действий владельца машины в случае отказа Гостехнадзора в ее регистрации

Столкнуться с форс-мажором, при котором органы регистрации спецтехники отказываются ставить транспорт на учет, можно, в частности, когда приобретенный механизм не ставился на учет предыдущим собственником. Хотя по факту такая машина могла и не выезжать за пределы рабочей площадки предыдущего собственника, случай нарушения законодательства все же очевиден.  

Другой распространенный сценарий: потеряна шильда, например, с маркировкой номера мотора. Еще одна погрешность, которая почему-то встречается в крупных автопарках промышленных предприятий (по-видимому, из-за неразберихи в зонах ответственности инженерно-технических работников или просто невнимательного отношения к правильности заполнения регистрационных документов): при первичной регистрации техники допущена опечатка в номере и дальнейшее снятие машины с учета для отчуждения становится проблемным.

При возникновении той или иной ситуации добросовестный покупатель всегда в состоянии защитить свои права, для чего требуется получить от Гостехнадзора письменный отказ от оформления спецтехники. Затем следует или обратиться в вышестоящее управление Гостехнадзора в Москве с жалобой на неправомерность действий местного регистрационного органа, либо подать заявление в суд с просьбой обязать Гостехнадзор оформить технику.

Из практики следует, что проще и быстрее добиться положительного результата можно через вышестоящее управление. В случае обращения в суд владельцу машины необходимо подготовить максимально полную доказательную базу.