Статьи
31.03.2020

Как своевременное ТО поможет избежать простоев карьерной техники

Screenshot_11.jpg

В карьерах работает техника, стоимость которой может исчисляться сотнями миллионов рублей. По рабочему графику добычи полезных ископаемых и нормативной производительности карьерного оборудования предприятие планирует объемы производства на день, месяц, год.

В забое работают погрузчики и экскаваторы, которые вынимают породу и грузят ее в самосвалы. Каждая погрузочная единица работает в комплексе с несколькими самосвалами. Если хотя бы один из них не выезжает на линию, то это снижает общую производительность карьера.  А если останавливается работа экскаватора или погрузчика, то нарушается вся производственная цепочка.

Разберемся, как избежать простоев и лишних затрат.

Что входит в косвенные затраты на вынужденный простой рабочей единицы

Аварийная поломка экскаватора может привести к остановке четырех самосвалов, каждый из которых стоит десятки миллионов рублей, или к остановке дробильно-сортировочного комплекса стоимостью несколько сотен миллионов рублей. Косвенные потери сложно подсчитать – потери малых и средних предприятий в такой ситуации условно сравнимы со стоимостью аренды схожей по классу и производительности техники.

На стоимость аварийного ремонта может влиять наличие/отсутствие доступных запчастей и специалистов. На горных предприятиях случаются ситуации, когда технической службе приходится экстренно заказывать запчасти из-за рубежа с доставкой самолетом. Также приходится отправлять сервисных инженеров в срочные командировки, но все это достаточно небольшие расходы по сравнению с тем, что может остановиться производство. Поэтому серьезные поставщики техники всегда учитывают резервы запчастей для ее бесперебойной работы.

Например, наличие «оборотного» двигателя на складе дилера. В случае выхода из строя двигателя, его ремонт затянется на недели. Установка «оборотного» двигателя сокращает время пуска машины в работу в разы.

Что такое правильное ТО и когда его нужно выполнять

Каждый производитель горной техники в инструкции по эксплуатации прописывает график технического обслуживания (ТО). Согласно обозначенному количеству мото-часов наработки двигателя, необходимо проводить определенные работы с обязательной периодичностью, но не реже, чем через указанные периоды использования техники. В этом случае применяются масла и фильтры, которые соответствуют требованиям производителя машины.

Для снижения затрат на ТО в негарантийный период владелец техники может использовать расходные материалы с характеристиками, аналогичными тем, что рекомендует производитель оборудования. Но нужно учитывать, что, вероятно, они прослужат меньше, чем оригинальные расходники: масло выгорит раньше и потеряет часть свойств, а фильтрующий элемент быстрее забьется. Это значит, что необходимо делать поправку на периодичность обслуживания: их придется менять чаще, чем это указано в инструкции по эксплуатации. Владелец оборудования сам решает, идти ли ему на эти риски.

Как проводят ТО карьерной техники?

ТО карьерной техники проводится в соответствии с картой ТО, перечнем стандартных работ, рекомендованных изготовителем. Помимо техобслуживания, проводятся планово-предупредительные и капитальные ремонты. Стандартные операции по обслуживанию часто выполняют механики или слесари автотранспортного цеха.

Что касается планово-предупредительного ремонта, то каждый узел в машине имеет свой рабочий ресурс. При наступлении ориентировочного рабочего ресурса агрегата, специалист проводит его тщательную инспекцию. Ведь производитель зачастую использует узлы с увеличенным ресурсом, что позволяет продлить межремонтный интервал.

Капитальный ремонт, например, двигателя подразумевает, что после проведения инспекции и принятия решения о капремонте  агрегат демонтируют, разбирают, моют, дефектуют. При этом на машину устанавливают новые детали, а изношенные снимают и отправляют на восстановление. С такими задачами выездным ремонтным службам уже не справиться. Для этого требуются квалифицированные профильные специалисты, стационарное оборудование, станки, цеха.

Нормативное количество отработанных мото-часов – это не всегда показатель для замены того же гидронасоса. Специально обученный и сертифицированный мастер сервисного центра ориентируется на эти цифры – они необходимы для того, чтобы вовремя продефектовать узел. Специалист дистрибьютора техники учитывает, наработала ли машина мото-часы, и определяет, когда нужен ее планово-предупредительный или капитальный ремонт.

Насколько дешевле обходится ТО по сравнению с косвенными тратами из-за простоев

Правильное ТО экономит средства предприятия на планово-предупредительный и капитальный ремонты. Так, затраты на капитальный ремонт большого мотора горной техники могут составлять миллионы рублей. Стоимость расходных материалов несоизмеримо меньше. Попытка сэкономить на периодичности замены масла/фильтров может привести к тому, что двигатель сломается, отработав 12 000 мото-часов. А при правильном обслуживании он бы проработал до капитального ремонта, например, 24 000 мото-часов. И это разница в расходах без учета косвенных потерь в производственной цепочке добычи полезных ископаемых.

Пытаясь сэкономить, некоторые заказчики берут на себя неквалифицированную работу по замене масла и фильтров. Но экономия получается не слишком большой, ведь покупать специнструмент для общих работ заказчику зачастую нет смысла. Например, нужны гидроключи с головками, размеры которых больше нигде не применяются, да и габариты самого инструмента таковы, что он занимает багажник пикапа.

Screenshot_10.jpg

Как снизить себестоимость владения горной техникой

Стоимость владения машиной включает в себя:

  • стоимость техники;
  • расходы на ТО, сервис, ремонт;
  • зарплату оператора;
  • расходы на утилизацию;
  • цену топлива, шин, режущих и прочее.

Чтобы снизить себестоимость продукции, следует либо повысить производительность, либо снизить стоимость владения.

Стоимость производства = ТСО (полная стоимость владения – total cost of ownership) / t (продукция в тоннах)

В ТСО входят первоначальная стоимость машины, затраты на эксплуатацию, стоимость техобслуживания и ремонтов. В свою очередь затраты на эксплуатацию включают в себя расходы на шины, режущие зубья ковша, топливо, стоимость оборудования, зарплату оператора.

Пример: коронки ковша могут стачиваться за несколько часов работы. В затраты по замене коронки входят стоимость самой зап части, время на ее замену, оплата работы специалистов. Кроме того, при расчете производительности среди прочих факторов учитывается Availability (коэффициент готовности).

Коэффициент готовности = запланированное время / (доступное время + простой). Он не может быть больше единицы (на хорошем предприятии 0,91–0,93, то есть до 10 % учитывается в потерях производительности). Доступное время – это рабочее время минус организационные простои (заправка, обед, перебазирование).

Простои = плановое ТО + плановые замены шин / зубьев ковша + внеплановые и аварийные ремонты.

Вывод: Своевременное ТО продлевает ресурс горной техники. Благодаря качественному сервису горные предприятия могут увеличить наработку машин до капитального или аварийного ремонта, что снижает показатель ТСО. Правильное ТО повышает коэффициент готовности техники, и в результате растет производительность машин и прибыль предприятия.