Статьи
02.12.2020

Легкие, средние и тяжелые бульдозеры: специфика использования в строительстве

Бульдозеры классифицируют по эксплуатационной массе и мощности двигателя, определяемой усилием, создаваемым на заднем тяговом крюке. Правильный выбор класса под конкретные задачи и условия эксплуатации позволяет бульдозеру развивать оптимальную скорость и наибольший КПД, в результате — избежать нерациональных затрат.

Бульдозеры в строительстве

Все строительные бульдозеры условно делят:

  • Легкие. Вес до 10 тонн, мощность двигателя до 130 л. с.
  • Средние. Вес до 20 т, мощность двигателя до 250 л. с.
  • Тяжелые. Вес до 35 т, мощность двигателя до 850 л. с. 

Отдельную группу составляют внеклассные бульдозеры. Это модели с уникально высокой мощностью и мини-бульдозеры (коммунальные) для уборки мусора, снега, песка, щебня. На строительстве дорог, промышленных и жилых зданий их не используют.

Легкие бульдозеры

Бульдозер массой до 10 т может лишь подрезать плодородный слой и выполнять планировочные работы, поэтому задействуют его для выравнивания и перемещения грунта.

  • Планировка стройплощадок.
  • Разработка котлованов.
  • Устройство насыпей.
  • Расчистка территории.

Из-за того, что легкие бульдозеры выполняют преимущественно функции планировщика грунта, половина моделей оснащена системой нивелирования.

Работать как классический бульдозер, то есть толкать и перемещать перед собой большую массу земли, модель малого класса не способна. А если и способна, то лишь в достаточно ограниченных объемах, при невысокой плотности почвы и с сомнительной эффективностью.

Рыхлитель — по желанию

Тягового усилия легкого бульдозера (Komatsu D39EX), как правило, недостаточно, чтобы осуществлять эффективное рыхление плотного грунта. Поэтому в части рыхления он неэффективен — рыхлит на малой глубине, в пределах плодородного слоя. Рыхлитель по этой причине идет лишь в дополнительной комплектации.

Легкий бульдозер VS грейдер

Из-за высокой проходимости и маневренности бульдозер малого класса в ряде случаев — хорошая альтернатива грейдеру. У него так же, как и у грейдера, поворотный отвал со смещением по горизонтали 25—36°, который позволяет:

  • Смещать грунт в сторону.
  • Засыпать длинные узкие рвы, траншеи.
  • Очищать дороги от снега (отбрасывать на обочину).

Бульдозером удобнее выполнять планировку откосов выемки, где грейдер малоэффективен из-за ограниченности вылета среднего ножа в сторону. Он способен углубиться в грунт и работать под любым углом.

Грейдер — прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, сыпучих стройматериалов. Специальный отвал с ножом смонтирован на раме машины.

Не обойтись без бульдозера на больших насыпях и глубоких откосах, куда колесная техника не доедет из-за риска перевернуться. Такие специализированные локальные работы требуют повышенной точности, которую может обеспечить лишь гусеничная техника.

Бульдозер не заменит грейдер

Бульдозер используют только для планировки на конкретном участке, так как переезды на большие расстояния на нем неосуществимы. Причин две:

  • Предел скорости перемещения 11 км/ч, работы — 5—6 км/ч.
  • Быстрый износ ходовой части.

Грейдер, как и другая колесная техника, наоборот, может ехать со скоростью 20—30 км/ч и параллельно выполнять грейдирование (резку, планировку и т. д.).

Средние бульдозеры

В строительстве эксплуатируют бульдозеры массой до 20 т, такие как Komatsu D63E-12 и D65EX/PX/WX-16. Они эффективны при отсыпке кустов, очистке и планировке территории, в том числе в дорожном строительстве. Справляются с растительностью почвы (без толстых корней), грунтами I—II категорий (плотностью до 1900 кг/м³) — суглинком, песком, супесью, легкой влажной глиной, торфом.


Средние бульдозеры, такие как D65EX, незаменимы на строительстве нефтегазовой инфраструктуры. Ведь отсыпку грунта для нее зачастую проводят по болотам, куда загонять тяжелый бульдозер (даже на песчаную подошву) нет смысла, так как провалится.

Тяжелые бульдозеры

Машины массой до 20—35 т — самый многочисленный класс гусеничной спецтехники. Сферы применения (в том числе при комплектации рыхлителем):

  • Дорожное строительство, вскрытие дорожного покрытия.
  • Возведение дамб и других крупных строительных объектов.
  • Рытье котлованов и траншей, открытые горные разработки.
  • Устройство и выравнивание поверхности стройплощадок.
  • Перемещение плотных, мерзлых, каменистых, скальных грунтов.
  • Обустройство парков или аллей.

Сверхтяжелые модели массой более 35 т предназначены для работ с горными породами, строительства крупных объектов, таких как гидроэлектростанции. Иногда их заменяют обычным тяжелым бульдозером, оснащенным рыхлителем. Такой агрегат справляется с послойным рыхлением и перемещением даже скальных и мерзлых грунтов.

  • Бульдозер Komatsu D155AX-5 (38,7 т) — слишком тяжел и неповоротлив для дорожного строительства и отсыпки кустов, вдобавок обладает избыточной производительностью. Не подходит и для работы с тяжелыми породами, так как слаб по массе. Зато модель прекрасно зарекомендовала себя в нерудных карьерах с известняковыми, осадочными породами.
  • Бульдозер D375A-6 (71,6 т) — для работ с базальтом, вулканическими породами, где от техники требуются максимальные масса и тяговое усилие. Справляется с глубоким рыхлением, где массы бульдозера D155AX-5 недостаточно.

Заключение

Специалисты «КОМЕК МАШИНЕРИ» помогут вам выбрать бульдозер, чтобы наиболее эффективно использовать его преимущества и не платить за лишнее. Мы расскажем обо всем, что понадобится на стройплощадке. Приобрести технику, как новую, так и с наработкой по оптимальной стоимости, можете также по лизингу или холодной аренде.

Бульдозер Komatsu D63E-12
Бульдозер Komatsu D63E-12
Мощность100-200 л.с.
Эксплуатационная масса18 500 кг
Бульдозер Komatsu D375A-6
Бульдозер Komatsu D375A-6
Мощность500-1000 л.с.
Эксплуатационная масса71 640 кг