Статьи
25.05.2018

Шарнирно-сочлененные самосвалы

Шарнирно-сочлененные самосвалы (их также называют землевозами) — универсальная техника с повышенной проходимостью и маневренностью, применяемая в основном для перевозки больших объемов сыпучих материалов. Иными словами, это самосвал для сложнейшего бездорожья.

Сферы применения

Шарнирно-сочлененные самосвалы (англ. ADT — Articulated Dump Truck) прекрасно себя чувствуют во время строительства дорог, тоннелей, газопроводов, возведения плотин и дамб, на горнодобывающих производствах. Если обычным тяжелым самосвалам требуется твердая поверхность под колесами, то особая конструкция и широкие шины сочлененной техники позволяют ей не бояться даже песчаного или заболоченного грунта. А это значит, что владелец экономит на прокладке дорог к пункту назначения.

Конструкция шарнирно-сочлененного самосвала разработана в далеком 1955 г. С тех пор количество надежной строительной техники, созданной на базе этой системы, только растет. Да, ADT обходятся дороже «классики», но они и способны на многое.

Основных преимуществ ADT перед рамными самосвалами несколько.

Проходимость

Рама сочлененного самосвала состоит из двух секций и шарнирного сочленения. Конструкция дает возможность частям рамы перемещаться относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Такая система влияет на проходимость и помогает избежать больших нагрузок на механизмы во время преодоления неровностей. Колеса машины находятся в постоянном контакте с поверхностью.

Боковой уклон во время движения шарнирно-сочлененного самосвала может достигать 15 %, и, хотя работать на таких склонах производители не рекомендуют, машины с этими условиями справляются. Все вышеперечисленное дает возможность ADT работать там, где разработки имеют сложный рельеф, изобилующий крупными неровностями.

Кроме того, подавляющее большинство современных ADT имеет колесную формулу 6 х 6, а полный привод еще и дополнен блокировками межосевых и межколесных дифференциалов. За счет этого шарнирно-сочлененные самосвалы активно работают на первоначальной стадии разработки объектов и строительстве подъездных путей к нему, когда движение осуществляется по серьезному бездорожью (глубокая грязь, скользкая глина, вязкий песок и т. п.).

HM400-3MO в работе

Повышенная маневренность

Шарнирный узел сочленения наделяет ADT повышенной маневренностью, так как изменение направления движения осуществляется не поворотом колес, а изменением положения модулей относительно друг друга. В результате уменьшается радиус поворота, и колеса грузовой секции идут точно след в след за головной частью, по уже проторенной колее, что значительно снижает сопротивление движению. Таким образом, шарнирно-сочлененным самосвалам гораздо проще работать на малых строительных площадках: где классическим самосвалам требуется для разворота осуществлять несколько маневров, ADT справляются в один прием.

Выносливость

Шарнирное сочленение рамы в разы уменьшает значение изгибающих ее нагрузок при движении по бездорожью, а также переносит часть нагрузки с кузова на ось силового модуля самосвала, что увеличивает выносливость машины в целом.

Классический образ ADT — капотная компоновка с двигателем, вынесенным в передний свес, кабина, расположенная по оси самосвала, и грузовая платформа на отдельной раме.

Обычно шарнирно-сочлененные самосвалы оснащаются кузовами со стандартной схемой разгрузки — путем опрокидывания платформы назад. Однако встречаются и версии с принудительной выгрузкой. В таких модификациях кузов жестко зафиксирован на раме, а разгружается он выталкивающей плитой с помощью гидроцилиндра. Плита движется на роликах по направляющим на днище кузова и кромках бортов. Такая система дает возможность равномерно разгружать самосвал в движении, а также на косогорах, в тоннелях и других местах, где существует ограничение по высоте.

Почему Komatsu?

С течением времени для российского рынка сложился тип оптимального шарнирно-сочлененного самосвала: колесная формула 6 х 6 с постоянным полным приводом и блокируемыми дифференциалами, 6-цилиндровый рядный двигатель, автоматическая КП. Крайне желательно наличие «северного пакета» для работы в холодном климате и, конечно же, развитой сервисной поддержки от компании-производителя.

Круг тех, кто активно занимается производством ADT, достаточно узок и ограничивается десятком компаний с мировым именем. В модельном ряду Komatsu на российском рынке присутствует одна модель шарнирно-сочлененного самосвала — Komatsu HM400-3M0.

Она оснащается 6-цилиндровым рядным дизелем Komatsu SAA6D140-E3 с турбонаддувом, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и системой подачи топлива из рампы высокого давления (CRI). Мотор характеризуется высоким крутящим моментом и самой большой мощностью на тонну в своем классе — такие характеристики помогают быстрому ускорению и высокой скорости передвижения, сочетающимся с топливной экономичностью и низким уровнем токсичности (соответствие требованиям EPA Tier III Северной Америки по ограничению уровня выбросов в атмосферу и EU Stage IIIA). Интересная особенность — реверсивный вентилятор, изменяющий направление вращения лопастей для удаления грязи и пыли, которые скапливаются на теплообменных элементах. Для облегчения работы оператора режим реверса можно запрограммировать на автоматическое включение через определенный промежуток времени.

Колесная формула 6 х 6 и постоянный полный привод — еще один важный момент ADT Komatsu. Трансмиссия представляет собой тандем блокируемого гидротрансформатора и 6-ступенчатой АКП с электронным управлением К-ATOMiCS и системой плавного переключения передач. Автоматическая коробка передач не только облегчает труд водителя, но и страхует от непреднамеренного повреждения при выборе им неподходящей для конкретных условий передачи.

samosvals.jpg

Komatsu разработала эффективную систему блокировки межколесного дифференциала. Постоянно включенная система привода на шесть колес уменьшает пробуксовку. Для большего сцепления многодисковая муфта межосевого дифференциала мокрого типа также одновременно блокирует три моста. Самоблокирующиеся дифференциалы препятствуют проскальзыванию шин с каждой стороны на мягком грунте

Межосевой дифференциал, выполненный в едином блоке с КП, оснащен многодисковой маслоохлаждаемой блокировочной муфтой. Важно, что блокировки межосевого и межколесных дифференциалов могут включаться и выключаться на ходу, благодаря чему снижается вероятность буксования в ситуациях, когда самосвал выезжает на сложный участок дороги и водитель из-за опасности застрять не имеет возможности остановиться для активации блокировок.

Модель

 

Грузоподъемность, кг

Вместимость, м3

 

Модель двигателя

 

Рабочий объем, см3

 Мощность, кВт (л. с.) 

     Komatsu HM400-3M0  40 000      24  SAA6D140E-3  15 240  338 (453)

Шарнирному узлу как основному элементу землевоза уделяется самое пристальное внимание. Komatsu — единственная компания, которая применяет не требующие техобслуживания конические роликоподшипники для восприятия возникающих нагрузок в шарнирном сочленении самосвалов. На самосвалах применяется смешанная подвеска: передний мост оснащен подвеской типа De Dion (обеспечивает плавное преодоление препятствий и комфортное управление), средний мост — на упругих резиновых элементах, задний мост — на гидропневматической подвеске.

Кузова самосвалов изготавливают из стали высокой прочности на разрыв при твердости 400 по Бринеллю. Это придает кузову отличную жесткость и снижает затраты на техническое обслуживание. Низкое расположение кузова, характерное для ADT, упрощает загрузку самосвала, а за счет низкого центра тяжести машина устойчива на крутых склонах. Кроме того, система подогрева кузова признана самой эффективной, ее копируют другие производители.

Центральное расположение кабины оператора с большой площадью остекления и многосекционной системой зеркал, короткий капот, четко выраженные габариты — все это дает максимально возможный обзор для лучшего использования внедорожного и маневренного потенциала самосвала. Для повышения комфорта работы оператора кабина спроектирована с учетом эргономических требований, а улучшенная шумоизоляция снижает уровень внутреннего шума до 72 дБ (А).

кабина самосвала komatsu

Много внимания уделяется и уменьшению затрат на поддержание самосвалов в рабочем состоянии: увеличенный интервал межсервисного обслуживания, меньшее число точек подачи смазки и необслуживаемые дисковые тормозные механизмы мокрого типа сокращают время простоев машины. Благодаря откидным конструкциям кабины и капота доступ ко всем агрегатам очень удобен и времени на проведение регламентных работ тратится меньше.

Дополнительной рекомендацией шарнирно-сочлененным самосвалам Komatsu служит их востребованность нефтедобывающими, газовыми и строительными компаниями Сибири и Севера, использующими и другую технику модельного ряда Komatsu (бульдозеры, экскаваторы, карьерные самосвалы с жесткой рамой). Рассчитанные на работу при температурах до –40 °C, ADT Komatsu дополнительно оснащены электротенами на 220 В, что помогает при эксплуатации самосвалов в одну смену поддерживать заданную температуру масла в компонентах машины при длительной остановке двигателя.

Технические подробности об актуальных шарнирно-сочлененных самосвалах Komatsu вы можете найти на нашем сайте:

https://www.komek.ru/catalog/gornaya-tekhnika/samosvaly/samosval-komatsu-hm400-3/