Статьи
30.07.2019

21 арендный экскаватор Komatsu в глухой тайге

pc400lc_7_new_cover_rgb.jpg

Как своевременная аренда помогла подрядчикам «Транснефти» в Восточной Сибири

Две компании, которые уже несколько лет строят инфраструктуру для трансконтинентального нефтепровода, получают весной 2018 года новые подряды с ограниченными сроками. Большая часть их техники и финансовых резервов уже задействована на текущих проектах на дистанции в несколько тысяч километров. Соблюсти сроки начала нового строительства и выполнить технические условия заказчика помогла холодная аренда техники у КОМЕК МАШИНЕРИ. Дистрибьютор инвестировал около четверти миллиарда рублей в проекты клиентов и организовал доставку в непроходимую тайгу 21 экскаватора Komatsu PC300-8M0 и PC400-7.

Восточный нефтепровод (ВСТО) — одна из главных энергетических артерий в экономической системе России. Система компании-оператора «Транснефть» «Восточная Сибирь — Тихий океан» связывает месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка (морским путем к потребителям в Азии) и с хабом в Сковородине (сухопутным путем в Китай). Трубопровод — гигантский комплекс из нефтеперерабатывающих заводов, нефтеперекачивающих станций (НПС), жилых поселков и новых дорог, проложенных через тайгу, плоскогорья, большие и малые реки. Длина первой части ВСТО (Тайшет — Сковородино) — 2709,6 км. Для функционирования всех объектов нужны огромные энергетические мощности, основные и резервные. Только на предыдущем этапе расширения системы ВСТО было проложено больше 800 км ЛЭП, построено 14 энергосетевых объектов, и работы продолжаются. Строительством значительной части ЛЭП для НПС в рамках проекта «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий Океан» с 2016 года занимаются крупнейшие энергостроительные организации из Свердловской области: группа компаний «ЭСК «Энергомост» и ОАО «Уральская энергетическая строительная компания».

Компания «Энергомост» летом 2018 года начала строительство подстанций и высоковольтных ЛЭП с прокладкой кабеля, возведением опор и строительством технических дорог от резервных источников электроэнергии к серии НПС, расположенных на нитке нефтепровода от Усть-Кута (Иркутская область) до Витима (Якутия). Дополнительная техника потребовалась для строительства участков между поселками Маракан и Пеледуй. До начала работ компания рассматривала возможность приобретения экскаваторов бренда, техникой которого она регулярно пользовалась, но общие расходы на серию проектов для ВСТО внесли коррективы в планы подрядчика.

В КОМЕК МАШИНЕРИ рассчитали экономику проекта и предложили три варианта экстренного пополнения парка «Энергомоста» экскаваторами Komatsu, идеально подходящими для интенсивной работы в сложных климатических условиях: приобретение техники в лизинг, холодную аренду и аренду с выкупом.

«Энергомост» выбрал вариант с холодной арендой, когда предприятие определенный срок полностью владеет техникой, на ней работают операторы клиента, а техобслуживание берет на себя поставщик. Клиент завершает проект, возвращает технику дистрибьютору и так избавляется от расходов на содержание и обслуживание машин в периоды, когда для них нет нагрузки. Этот вариант не требовал крупных начальных вложений — вместо клиента средства в технику инвестировал дистрибьютор. Расходы на владение были разделены на ежемесячные платежи на весь срок проекта: клиент выполняет определенный объем работ, получает транш от своего заказчика и часть этих средств направляет дистрибьютору за использование техники.

Условием клиента была поставка новой техники с дополнительными опциями. Объекты клиентов были слишком далеки от российской производственной базы Komatsu, поэтому КОМЕК МАШИНЕРИ закупил в Японии и доставил во Владивосток 14 новых экскаваторов PC300-8M0. Во Владивостоке на восемь машин были установлены дополнительные гидролинии для работы с гидромолотом. Для всей техники поставлены предпусковые подогреватели Webasto, чтобы дополнительно застраховать машины для работы в сильные морозы. Доставку техники на участки клиента также взял на себя дистрибьютор. «Энергомост» заходил на объекты летом, поэтому КОМЕК сначала привез экскаваторы из Владивостока по железной дороге до ближайших к рекам Лене и Витим станций Усть-Кут и Таксимо, а затем сплавил технику на баржах.

komatsu аренда

Через 1,5 месяца после того, как «Энергомост» вошел в проект и начал работы по возведению ЛЭП, по его рекомендации в КОМЕК обратилась еще одна екатеринбургская компания, работающая на участках в этом же районе, — ОАО «Уральская энергетическая строительная компания». УЭСК сразу выбрала вариант с холодной арендой техники, и дистрибьютор предоставил ей пять экскаваторов PC300-8M0 и два экскаватора PC400-7. На участках строительства НПС от Усть-Кута до Витима, где сейчас работают «Энергомост» и УЭСК, зимой столбик термометра падает до –50 °C, а летом царит жара до +40 °C в тени. Скальные грунты Приленского плато чередуются с болотистыми низинами и топкими берегами больших и малых рек. ЛЭП строители прокладывают через непроходимую тайгу, где нет жилья, дорог и даже признаков человека — есть только медведи, сибирский гнус и задача построить любой ценой. Проблемы в работе техники в таких условиях неприемлемы: с серьезными поломками технику надо эвакуировать на «большую землю», а малая задержка в экстремальных условиях может вызвать серию простоев. Поэтому клиенты выбрали экскаваторы Komatsu, которые рассчитаны на интенсивную эксплуатацию в проектах повышенной сложности. Чтобы поддержать темпы работ строителей, инженеры КОМЕК на месте организовали склад запчастей и следят за техникой круглосуточно зимой и летом. На складе дистрибьютор хранит оборудование, которое должно быть всегда под рукой, тем более на столь удаленных от цивилизации участках, когда доставка даже небольших деталей с «большой земли» (со склада в Хабаровске) занимает от 7 до 14 дней. На строительстве поддерживается неснижаемый запас расходников (фильтров и масел), хранятся запасные рукава высокого давления, а также топливное оборудование: форсунки, топливные трубки и насосы.

«Энергомост» и УЭСК строят ЛЭП одновременно к нескольким НПС, поэтому техника разведена по разным участкам. Участок УЭСК длиной около 200 км ведет от Бодайбо в сторону Таксимо. «Энергомост» ведет строительство с двух стартовых точек: от поселка Маракан (в Бодайбинском районе) и от поселка Пеледуй (недалеко от Витима). Между Мараканом и Пеледуем всего 250 км, но прямой дороги нет — здесь глухая тайга. Летом и в межсезонье путь не всегда может одолеть не только сервисный пикап Toyota Hilux, но и подготовленный к бездорожью грузовик клиентов «Урал». Путь сервисного инженера от одного участка до другого составляет больше 1000 км ​по воздуху: самолетом из Бодайбо в Иркутск, из Иркутска в Витим и уже оттуда на участок клиента. Логистика осложняется тем, что база в районе поселка Пеледуй, где живут сотрудники клиентов и сервисный инженер, находится на левом берегу реки Лены, а трасса, которую строит компания, начинается на правом берегу. Летом людей и грузы возит паром, зимой все перемещаются по льду, но в межсезонье вариантов не остается — строители задействуют вертолет. Порой вертолетом перебрасывают и сервисного инженера: клиенты заинтересованы в бесперебойной работе техники и организуют трансфер специалисту.

Трое сервисных специалистов из Екатеринбурга сменяют друг друга на 30-дневных вахтах. Они проводят регулярное ТО, контролируют состояние арендных экскаваторов и помогают операторам в сложных условиях выполнять задачи так, чтобы не повредить оборудование

Например, этой зимой в 40-градусные морозы сервисные инженеры КОМЕК инструктировали операторов, как правильно прогревать гидравлическую систему, чтобы не вышли из строя рукава высокого давления. Качество топлива — почти неизбежная проблема северных строителей. Из-за воды и парафинов оно замерзает даже в баке техники. Инженеры сами (и с помощью операторов, которым объясняют процедуру) перед сменой прогревают баки машин тепловыми пушками — максимально осторожно, чтобы не повредить резиновые уплотнения и лакокрасочное покрытие. Кроме того, инженеры контролируют качество топлива до заливки в бак и соблюдение операторами всех процедур предсменного осмотра техники.

SHCHerbina-Petr.jpgПетр Щербина
руководитель направления «Аренда техники» ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ»

Транссибирская логистика

Обеспечение работы энергостроителей на ВСТО стало настоящим испытанием возможностей КОМЕК МАШИНЕРИ и профессионализма всех, кто организовал и сопровождал эту операцию. Сумма инвестиций КОМЕК в проект клиентов составила около 3,8 млн $ (стоимость самих экскаваторов плюс расходы на модернизацию и организацию склада). Закупили, подготовили технику, доставили ее на объекты в непроходимую тайгу. Привезли запчасти и организовали работу сервиса, несмотря на огромные расстояния и трудности логистики. Работа с компанией «Энергомост» и УЭСК стала для КОМЕК транссибирским проектом: 3000 км от основной базы дистрибьютора до объекта клиентов и 2500 км от Владивостока, где мы готовили технику.

Виталий ТитовВиталий Титов
ведущий инженер сервисной службы КОМЕК МАШИНЕРИ

Поддерживаем покорителей тайги

На объектах клиентов очень сложные условия эксплуатации: сильные морозы, зимой промерзает и без того тяжелый для техники скалистый грунт, в остальные сезоны почти непроходимыми становятся болотистые участки. Тайга, болота, топкие или обрывистые берега — техника подвергается таким испытаниям, после которых для других машин потребовались бы эвакуация и ремонт, однако PC300 и PC400 продолжают работать после техобслуживания сервисными специалистами КОМЕК. Чтобы техника клиентов работала без простоев, этот проект потребовал серьезных усилий нашей сервисной службы. Например, когда клиент заходил на объекты летом 2018 года, один сервисный инженер КОМЕК отвечал за подготовку к работе 14 экскаваторов, организацию системы снабжения, составление графиков ТО и дополнительный инструктаж операторов клиента. При этом техника и люди располагались на разных участках на расстоянии 250 км.